«Заверяю вас, пока не исчезли земля и небо, ни одна, даже самая малая, буква и черточка ни одна из Закона не выпадет, пока не сбудется всё. А если кто хотя бы одной — пусть самой малой — из заповедей этих не повинуется и научит тому людей, ничтожнейшим назван он будет в Царстве Небесном. Но кто следует этим заповедям и других тому учит, великим будет назван в Царстве Небесном.»
Матфей 5:18-19 BTI
Раньше, когда я читал эти тексты, я никак не мог понять, что Иисус здесь говорит людям. Как это так, неужели даже в Царстве Небесном люди будут делиться на «ничтожных» и «великих»? Как любящий Бог может поступать так? Разве в таком Царстве все будут в равной мере счастливы?
Попробуем прояснить сказанное.
Первое, на что нам нужно обратить внимание: эти слова являются частью знаменитой Нагорной Проповеди Иисуса. Нагорную Проповедь (Мат 5-7 главы) можно смело назвать «программой» Царства, которую Иисус предлагает людям.
У некоторых течений в иудаизме того времени имелись свои «программы» Царства Божьего. К примеру, фарисеи делали акцент на тщательном соблюдении не только заповедей Торы, но и целого ряда «предписаний отцов», которые в основном были направлены на соблюдение ритуальной чистоты. Фарисеи строго порицали тех, кто не поступал по их учению и считали таких людей помехой для прихода Царства Божьего.
Были и зелоты, которые считали, что для того, чтобы ускорить наступление Царства, нужно взять в руки мечи и идти добывать свободу для Израиля Божьего силой.
Однако программа Иисуса не вписывалась ни в одно из существующих тогда направлений мысли. Иисус указывал на глубинные проблемы человека, это состояние его внутреннего мира, откуда рождаются разные помыслы и слова, откуда глаза начинают смотреть и хотеть то, что тебе не принадлежит, откуда ненависть и обида обвивают твою шею и сдавливают, подобно беспощадному удаву.
Второе. Очевидно, что здесь словами Царство Небесное Иисус именует свою собственную раввинскую школу. Не удивляйтесь написанному, ученики достаточно долго смотрели на Иисуса, как на одного из учителей Израиля, хотя и чувствовали, что Он больше, чем просто талантливый учитель Торы.
Поэтому, собственно, Он так и говорит, что Он пришёл не нарушить Тору (некоторые стали подозревать его), а привести к исполнению тот замысел Бога, который она отражает и дать начало новому типу людей, которые смогут любить Бога всем сердцем и повиноваться Ему.
Иисус говорит о важности Торы и о том, что в Его школу смогут попасть только те, кто следует Торе, а не пренебрегает её предписаниями. Отсюда и «ничтожнейшие», а также «великие» в Царстве Небесном.
Третье. Иисус как бы творит вокруг себя новую реальность, реальность исцеляющего правления Небесного Отца. Именно поэтому Он так называет свою школу и своё учение, поскольку его ученики становятся причастными той новой реальности Царства Божьего, что вошла в наш мир вместе с Иисусом.
Своим ученикам Иисус говорил:
«А что до вас, как вы блаженны! Глаза ваши видят, и уши ваши слышат. Поверьте Мне, много пророков и праведников страстно желали увидеть то, что видите вы, но не увидели; очень хотели услышать то, что вы слышите, но не услышали.»
Матфей 13:16-17 BTI
Итак, в нашем сегодняшнем тексте Иисус не говорит о том, каким будет грядущий мир под Божьим правлением, но о том, каких учеников Он хочет видеть у себя в школе. И здесь речь идёт не о том, кем ты был раньше, а о том, кем ты должен будешь стать.
#толкование
Настоящее Христианство